Страница статьи

БУРЯАД УНЭН: ЁХОР - СТЕПНАЯ ПАСТОРАЛЬ

25 июня 2019

Ёхор зародился как охотничий и военный танец. По нему обуча­лись ведению облавной охоты - зэгэтэ-аба и воен­ным действиям – окруже­нию и уничтожению про­тивника. Однако, и тогда в древности и уже в наше время – в ХХ веке, наци­ональный танец хатарха был, прежде всего, тан­цем, отражающим красоту жизни, красоту отношений мужчины и женщины. Об этом писал ещё Ц. Жамца­рано: «….в старину все бу­ряты Иркутской губернии, начиная почти с Ольхона и кончая Тункой, совершали зэгэтэ аба вместе. Сборным пунктом была Тайтурга (совр. пгт, Усольский район Ирк.обл.). Здесь съезжался весь народ, вся молодёжь обоего пола, достигшая со­вершеннолетия. Молодые люди знакомились друг с другом, и заключался брак. Здесь же происходи­ли состязания в борьбе, стрельбе и бегах. Сохра­нилась масса преданий об этих облавах, тянувших­ся целые месяцы» (Путе­вые заметки 1903-1907 гг. Ц.Жамцарано. с.209. Улан- Удэ. 2011).

Такие же массовые об­лавные охоты проходили в других местах этнической Бурятии. И всюду и всегда они сопровождались ёхором, эволюционировавшим от военно-охотничьих учений до народного танца. Затем он стал главным развлече­нием бурятской молодёжи, аналогом современного ноч­ного клуба или дискотеки. А когда молодые буряты стали осваивать города, танец по­шёл вместе с ними на город­ские танцплощадки в клубах и парках. Но вернёмся к ис­токам…

Любовь в степи

Любовь и ёхор неотде­лимы. Самые поэтичные и нежные эпизоды бурятских писателей посвящены им, гармонии и красоте танца, песен и чувств влюблённых. Норпол Очиров о любви в агинской степи в повести «Найдёныш»: «Дулма познакомилась с Дагбажалсаном ещё в родном улусе Жэбхэ­сэн. Тогда она была слишком молода и, как ей казалось теперь, слишком глупа и доверчива. Увидела Дагба­жалсана, затрепетала, как малая пташка, будто до это­го не видела бравых парней. А он сразу же заметил, что лицо её вспыхнуло краской, что вся она от волнения пы­шет, как жаркая печь. Бесце­ремонно подошёл, взял за руку и потянул в круг ёхора. Потом долго они ходили в кругу – Дагбажалсан целый вечер держал её возле себя, не отпускал. Дулма не слы­шала, как поют частушки, не пела сама. Зато хорошо запомнила красивый зыч­ный голос Дагбажалсана, его жаркое дыхание над ухом и вспотевшие теплые пальцы, которые властно, уверенно сжимали её слегка шерша­вую от ветров маленькую руку». (Найдёныш. Антоло­гия бурятской литературы ХХ – начала ХХI века. II том. с.243. Улан-Удэ.2011).

Дело в том, что коллек­тивный танец, хоровод, сама его тёплая, романтичная атмосфера вокруг костра в летней степи располагала к зарождению и проявлению любовной романтики. Тогда, да и сейчас бурятские парни и девушки были сдержаны в поведении, не принято было прямо и открыто выдавать свои чувства. В песнях, слова которых могли сочинить тут же парень и девушка, изъяс­нялись в любви. А если бы он спросил у неё: «Любишь ли ты меня?», то ничего бы не сказала ему в ответ зардев­шаяся девушка, а только бы отвернулась смущённо.

Как же они ждали нача­ла летних нааданов! При­летали перелётные птицы, распускались подснежники, начинались перекочёвки на летники, распашка паров и посевная, перегонялись на новые пастбища стада, табу­ны и отары. Жизнь во всём подчинялась смене времён года и циклу сельскохозяй­ственных работ. В это же вре­мя отправлялась молодёжь в долины водить хороводы, и вечерняя степь расцветала плясками и кострами.

«Вечереющей, покры­вающейся мглистой дым­кой степью они поскакали к большому костру, стреножи­ли поводьями коней, чтобы они паслись, но далеко не уходили, и, не спрашивая, чей это хоровод, какого улу­са, вошли в пляшущий круг. Ухватившись за руки сосе­дей, переплетая их выше локтя, как это делают в ёхо­ре, они вместе со всеми дви­гаются, сгибая и разгибая колени, и в такт движениям поют:

В юрте ласточки играют

И щебечут на весь двор.

Так народ наш веселится,

Если в юрте не сидится,

Пляшем ёхор, мы в степи,

Ехор, ёхор наш в степи!

Жаворонки запевают

И звенят на весь простор.

Так народ наш веселится,

Если в юрте не сидится,

Пляшем ёхор мы в степи,

Ехор, ёхор наш в степи!» (Аларь-гол. П.И. Малакши­нов. с.99. М.1979).

Специфика ёхора в степи

Просторная степь позво­ляла расширять круг до не­ограниченного количества танцующих, но, конечно, в разумных пределах. А кру­гов могло быть несколько. Это было непередаваемое ощущение, танцевать и петь вместе со всеми! И когда в одном конце уже начинали петь новую песню, в дру­гом ещё пели старую. Нуж­но было успеть воспользо­ваться паузой, чтобы успеть свою песню. И в случае, если это не соло по определению, то желательно уже извест­ной, чтобы подпевали. Ино­гда случалось и такое, когда в одном кругу было несколь­ко хороводов со своими пес­нями, которые они поют, как бы соревнуясь друг с другом.

Лучшие заводилы мог­ли уловить и показать в пе­нии ёхора самые красивые моменты и вариации, где можно сымпровизировать голосом, найти новые кра­ски и нюансы в мелодии. Это было филигранное владе­ние техникой народного во­кала! Тогда ёхор танцевали и пели так, что было слышно в соседней деревне! И люди говорили: «О-о-о, это Лопсон поёт!..» В каждом селе были свои звёзды-исполнители ёхоров с сильными, звучны­ми голосами. Они заводили круг и наэлектризовывали танцующих и поющих.

К тому же, в хороводе нередко трудно понять, что здесь главнее – песня или танец, движения или голос? Без сомнения, преимуще­ства были у самых голоси­стых. Благо, над головой было только звёздное небо, а вокруг огоньки далёких юрт. «Аржит несколько раз пытался запеть, но его за­глушали другие голоса, и он быстро умолкал — нужно иметь луженую глотку, что­бы перекричать весь хор. А были в кругу такие горла­стые парни, которые ухи­трялись всех перепеть. Как запоёт такой горлопан, и кажется, что к хороводу по­дошёл грузный бык холмо­горской породы и сердито замычал» (Там же. с.100).

Импровизации у костра

Впрочем, всегда можно было уйти к другому костру, встать в новый круг хорово­да. В другом ёхоре могли и танцевать по-другому, мед­ленно кружась, и петь по- другому, состязаясь, тут же складывая куплеты, и как бы переговариваясь друг с другом. Вот такой импрови­зационный хоровод вели­колепно показан у Платона Малакшинова:

«Заметив, что на наадане появился незнакомый па­рень, кто-то в хороводе про­пел, подначивая Аржита:

«Новый гость явился в круг,

Гостя просим дружно:

Подавай-ка голос, друг,

Скромничать не нужно».

И Аржит пропел:

«Ветку долго ли сломать

У берёзы тонкой?

Надо ль голос подавать,

Коли он не звонкий?»

Но его слова не остались без ответа:

«У берёзки по себе

Ветки вырастают.

На ёхоре по себе

Песни выбирают».

И тут не растерялся Ар­жит:

«У берёзки снизу веток

Может вовсе и не быть.

У берёзки верхних веток

Вам вовеки не сломить».

Почувствовав, что он оказался в своей припевке чересчур хвастливым, сму­щённый Аржит потянул за руку Эржэн. Они ускакали под весёлый насмешливый хохот парней. И больше в ту ночь не подъезжали на горя­щие в аларской степи яркие костры нааданов» (Там же).

P.S. 29 июня в Этногра­фическом музее пройдет очередной фестиваль «Ночь ёхора». Древний та­нец вновь наполнит лет­нюю ночь своей магической энергией. А завершится фестиваль грандиозным Гранд-Ёхором у общего ко­стра – он одарит каждого участника хоровода заря­дом силы, вдохновения и любви!

#ТеатрБайкал

sabir_tyukpeev_Instagram

Вот и закончилась 2-х недельная командировка в Китай, высокий уровень международного конкурса #IMDAP Много разных национальных коллективов, интересные танцы, новые знакомства и встреча со старыми знакомыми, желаю всем съездить на этот конкурс

dianaflora_ruInstagram

Театр «Байкал» взял золото на Международном конкурсе монгольского танца! ⠀ Сегодня утром наши победители вернулись домой! ⠀ Балет театра стал обладателем двух золотых и двух серебряных кубков. С 6 по 10 сентября в городе Хух Хото состоялось Третье международное шоу искусства монгольского танца. ⠀ IMDAP (International Mongolian Dancing Art Performance) является одним из крупнейших профессиональных конкурсов в Китае, в котором приняли участие более 200 лучших коллективов Внутренней Монголии, Монголии, Китая и России. ⠀ Отборочный тур в финал прошли только 60 профессиональных танцевальных коллективов. Членами жюри конкурса были самые известные хореографы и деятели культуры и искусства Китая, Монголии, России. ⠀ Театр «Байкал» завоевал четыре кубка победителей: ⠀

slamjaskInstagram

Хорошее завершение поездки в Китай. Но впереди ещё много и много работы

aleksandra_sandInstagram

Ну вот и закончились мои первые гастроли после продолжительного декретного отпуска. Поездка, одним словом повторюсь, огонь

malh26Instagram

Кто-то назвал этот бумеранг лучшим, кто-то не понял какие пальцы я показываю, а мне просто нравится наше настроение там: мы знаем, что осталось два выступления и мы полетим домой. 16 дней: Владивосток-СПб. #театрбайкал

anonim03_uuInstagram

Как это было

baira_mukhadanovaInstagram

Восхищаюсь и горжусь своими родными

tvatvInstagram

Улан-удэнец Эрдэм Доржиев @erdem_do прошел в телепроект «Танцы». 7 августа на федеральном канале вышел очередной выпуск отборочных этапов. Там 23-летний юноша продемонстрировал народный калмыцкий танец «летящего орла». 22 сентября перед открытием театрального сезона нашему корреспонденту Валерии Раднаевой удалось пообщаться с Эрдэмом. Он рассказал о своем творчестве и планах на будущее. #новостибурятии #новостиуланудэ #бурятия #уланудэ #тватв #новостиАТВ #театрбайкал

vladimir_dampilovInstagram

Приехали, увидели, победили

buryatia_newsInstagram

Театр «Байкал» взял золото на Международном конкурсе монгольского танца.⠀ ⠀ Балет театра стал обладателем двух золотых и двух серебряных кубков. С 6 по 10 сентября в городе Хух Хото состоялось Третье международное шоу искусства монгольского танца.⠀ ⠀ IMDAP (International Mongolian Dancing Art Performance) является одним из крупнейших профессиональных конкурсов в Китае, в котором приняли участие более 200 лучших коллективов Внутренней Монголии, Монголии, Китая и России. Отборочный тур в финал прошли только 60 профессиональных танцевальных коллективов. ⠀ Членами жюри конкурса были самые известные хореографы и деятели культуры и искусства Китая, Монголии, России.⠀ ⠀ Театр «Байкал» завоевал четыре кубка победителей: Золотой кубок в номинации «Лучший массовый танец» получил «Ёхор хоринских бурят».⠀ ⠀ Два серебряных кубка в номинации «Лучший массовый танец» получили постановки «Шастын Зугаа» и «Лебеди».⠀ ⠀ Золотой кубок за лучшую балетмейстерскую постановку получил художественный руководитель театра «Байкал» Жаргал Жалсанов за хореографическую постановку «Шастын Зугаа».⠀ ⠀ Лучшим костюмом всего конкурса признан костюм танца «Лебеди».⠀ ⠀ #buryatia #buryatiauu #buryatia03 #ulanude #ulan_ude #ulanude03 #ulan_ude_city #buryatia_news #бурятия #уланудэ #улан_удэ #театрБайкал #конкурс #золото

oyuna_dashirabdanovaInstagram

Везём домой 2 золота и 2 серебра !

malh26Instagram

Почему мы такие счастливые? ⠀ Причина не только в прекрасной погоде Санкт-Петербурга. ⠀ Завтра мы домой✈️ ⠀ 16 дней пролетели, почти как мы пролетели по всей стране. Улан-Удэ- Владивосток (ВЭФ)- Санкт-Петербург (Ассамблея ЮНВТО) ⠀ #театрбайкал

sabir_tyukpeev_Instagram

В Итоге: 2 золота и 2 серебра

slamjaskInstagram

Ну что, 2 золото и 2 серебра у нас! #театрбайкал #IMDAP2019

darima_tsyrenova_Instagram

Ураа!!! Ну все, мы большие молодцы!!!))) Мы привезём домой 2 золота, 2 серебра))) #imdap #театрбайкал #хуххото

tumunradriguezzzInstagram

Всем спокойной ночи!!!

irinabatbaikalInstagram

Ещё одна мечта сбылась

surzha_amgaInstagram

Национальный оркестр РБ Владивосток ВЭФ2019 #гастроли#летопродлилосьнадвенедели#театрбайкал

aleksandra_sandInstagram

Восточный Экономический Форум 2019 в г. Владивосток Для @театрабайкал это было очень ответственное мероприятие, так как мы впервые представляем нашу республику на этом форуме. Был очень тяжелый график работы с раннего утра и до самой ночи, но мы находили немного времени для веселья! Поездка была огонь

i_serebrennikoffInstagram

Финал Мисс Улан-Удэ 2019 был офигенским! Мне удалось попасть туда по приглашению от журнала Свадьба в Бурятии. 3 часа пролетело как 3 минуты) . #ивансеребренников #отчеты #уланудэ #миссуланудэ2019 #краса #репортаж #театрбайкал