Песня - душа народа

О концерте "Арадайм баялиг"

О грядущем концерте

Бурятская культура богата фольклором. Старинные протяжные бурятские песни, стали легендарными в современном мире.   

В «Арадайм баялиг» примут участие почти все солисты театра. Они исполнят песни, которые они записали у своих знакомых и родственников, у себя на родине. Они прозвучат в обработке музыкального руководителя «Байкала» Галмандах Баттулги под аккомпанемент Национального оркестра. В это вечер прозвучат исторические песни, игровые, шуточные, обрядовые, разного плана. Зрители услышат более 20 песен -  закаменских бурят, баргузинских, иркутских, шэнэхэнских, живущих в Монголии. В концерте примут участие Дандар Бадлуев, Жаргал Жалсанов, Цыпилма Аюшеева, Сэдэб Банчикова, Дондок-Сэрэн Бутидэй, Болот и Сэсэгма Сандиповы и другие.

Улавливание текста на слух и запись нот

Соелма Чимитова всю свою сознательную жизнь занимается музыкой, играет на хууре в Национальном оркестре Бурятии и преподает в педколледже  бурятский фольклор. А еще женщина собирает и расшифровывает старинные песни.

- В дни моего студенчества у нас был обязательный предмет – расшифровка народных песен. Мы улавливали текст на слух и записывали ноты. Сейчас же  многое забывается. С юности собираю народные песни - это мое увлечение и работа, - начала беседу Соелма Чимитова. 

Женщина с детства обожает музыку. Еще в юности она со своей семьей собирались вокруг радио и слушали музыкальную страничку, которая называлась «Знакомство с новое песней».

- Мы обожали слушать песни по радио. В те времена исполняли народные и авторские песни. За неделю успевали выучить произведение, - отметила музыкант.

В старину песня играла важную роль социализации и упорядочивания своих действий, которые носили сакральный характер.

- Вся жизнь бурята состояла из обрядов, человек рождался и попадал в мир ритуалов, которые ориентированы на продолжение жизни. Все основные фазы взросления сопровождались ритуалом. Хотя сейчас многое утрачено, но и все же мы много внимания уделяем этих счастливым моментам в нашей жизни. Жалко, что раньше не было видео, и мы не знаем, как они проходили, но мне кажется, они были достаточно канонизированные. Раньше все эти праздники – это была своеобразная тусовка, раньше ж не было развлечений. Молодежь собиралась и знакомилась между собой, - поделилась Соелма Чимитова.

Песня – это душа народа

- Занимаюсь музыкой всю свою жизнь, и могу сказать с уверенностью, что музыка – это душа народа. Во все времена она помогала выжить, бороться с невзгодами. Это трудовые песни, которые связаны с нашим бытом и историей, календарные и обрядовые песни, восхваления коня, почитание своих родителей. Все что окружало народ о том и пелось. Если настроение хорошее душа поет, настроение плохое тоже поет. Народная песня всегда о вечных ценностях, это ж не эстрада. В ментальности бурят заложено традицией, что сильно горевать и плакать нельзя. Такой этикет у бурят – они должны быть сдержанными и и нельзя было показывать свое отчаяние. Даже когда хоронили, нельзя было плакать, в культуре не принято было. Все невзгоды переживали внутри себя. Но выплеснуть эмоции все равно надо было. Поэтому обращались к песне. Народная песня основана на том, что она изливает душу, выплескивает накопившийся  негатив, - рассказала Соелма Чимитова.

Во все времена, начиная с советского периода, находились исследователи, которые записывали народные песни и занимались из расшифровкой. В свое время Дашинима Дугаров занимался сбором фольклора. Он  специально ездил по районам, собирал материал.

- Народ поет почти одни и те же песни, только на свой манер. А когда их записываешь, то они не совсем совпадают. Каждый район, каждый народ по-своему поет. Одну и ту же песню могут изменять на свой манер. И тексты могут по-своему изменять, на то музыка и называется народной, - отметила Соелма Чимитова.

Преподавание  в педколледже

Соелма Чимитова преподает в педколледже бурятский фольклор. В основном песни, которые они исполняют – это про родителей, коня, друзей, шуточные, игровые песни, про состязания, а также малые жанры – поговорки, пословицы, загадки, благопожелания  и т.д.

- Я преподаю в педколледже. У меня фольклорно-студенческий ансамбль «Уянга» с 2000 года. Сюда ходят студенты с первого курса, нагрузка большая. Мы в основном поем песни родного края. Каждый человек уникальный и у каждого свое тембровое богатство, ведение звука у всех разное. Когда в ансамбле поешь нужно выстраивать звук. Этому я сама училась пока работала, в течение 10 лет, хормейстером фольклорного народного ансамбля «Тоонто». В этот коллектив входят люди в возрасте. Молодежи мало. Приятно бывает, когда научила какой-то песни, а она дальше в народ уходит. Студенты на каникулы съездят домой и рассказывают, что у них теперь эту песню поют по-своему, - рассказала музыкант.  

 

Не каждая бабушка споет песню

Вы думаете, что собрать фолькор – это просто? Вы ошибаетесь, не каждая бабушка исполнит песню. Надо знать особый подход. Но самое главное найти такого знатока.

- К бабушкам нужен определенный подход. Для этого предварительно необходимо рассказать о себе, расположить к себе человека. Задать какие-то вопросы, которые бы подготовили исполнителя. Было бы время, то можно было ездить и собирать фольклор, посмотреть что поют сейчас люди. Это интересно. Мы в прошлом году объявляли конкурс «Ускользающее наследие». К нам обращались люди исполнить свои старинные песни. Получается не мы ехали к ним, а они к нам. Сейчас даже в районах не знают своего языка. Но все же культура пения сохранилась, не везде, конечно, - поделилась Соелма Чимитова.

Самые живучие песни о родине, родителях, скакуне, любимом. Многие народные песни – это те произведения, которые сочинили композиторы и народные поэты, только после исполнения они стали народными.

- Мы ездили на юбилей Цыдена Галсанова и узнали о большом количестве песен, которые ушли в народ, а сочинил их именно Цыден Галсанов.

Все думали, что «Баянхан Хэжэнгэ» - это народная песня, а оказалось, что нет. Слова к ней написал Хоца Намсараев, а музыку – Бау Ямпилов. Или еще одна знаменитая песня «Трактористын дуун», также считается народной, но слова к ней написал Цыден Галсанов, - отметила Соелма Чимитова.

Как выбирали песни

Подготовка к концерту велась достаточно долго. Перед каждым артистом стояла задача пообщаться и найти старинную протяжную песню. Солистка театра Оюна Баирова рассказала, что она исполнит свою родную песню закаменских бурят  «Соохор адуунда».

- В 2016 впервые стартовал проект «Арадайм баялиг». Нам дали задание найти колоритные, старинные, народные песни. В это время я поехала в село Улекчин, находящееся в Закаменском районе. Там мне сказали, что есть бабушка, которая знает старинные песни. Я поехала. Бабушка исполнила несколько песен. Мотив один и тот же, а слова все разные. Тогда я и поняла, что хочу исполнить песню про коня. На малой родине у меня есть любимый конь, который живет у нас самых малых лет. Она сказала, что эти произведения она знает с детства. В юности она пела, а сейчас почти забыла. Обычно их исполняли, когда жили на стоянках, пасли скот, - поделилась певица.

Также она рассказала, что когда ее исполняет, то вспоминает Закамну, свое детство,  и душа раскрывается. Исполнение приобретает форму и очертания.

Кстати, концертный костюм Оюны также отражает специфику региона.  

- Костюм у меня закаменский, со специальными украшениями. Я сама рисовала эскиз. У меня был пример платья, который достался мне от моего знакомого. Я ценю этот дар. Платье добротное и красивое, все элементы в нем были созданы вручную. Ткань грубоватая, но долго сохраняет свой внешний вид. Она держит форму и похожа на джинсовую. Настоящее произведение искусства, - поделилась Оюна Баирова.

Сейчас же важно научить своим родным песням детей. Чтобы традиция не канула в лета, а воспроизводилась и передавалась из поколения в поколение. (подводка к этому будет, этими фразами завершим статью)

Смотрите также