История театра

Становлению современного театра «Байкал» предшествовали многие годы, переплетение судеб разных коллективов, исторические событий СССР и России, но коллектив всегда продолжал нести в себе главную миссию – сохранение и популяризация национальной культуры бурятского народа.
1930-е
Предпосылки

Рождению ансамбля «Байкал» предшествовало бурное развитие национального искусства, всех его жанров и видов. В конце тридцатых годов Бурятия располагала значительным, по тем временам, отрядом художественной интеллигенции. Это и стало предпосылкой создания творческого коллектива.

1938-1942
Предшественник театра - оркестр бурятских народных инструментов

За два года до выступления в столице началась активная подготовка. Все творческие силы республики – от самоучек до мастеров были активизированы. В таких благоприятных условиях зарождался оркестр бурятских народных инструментов. Коллектив, который стал основой будущего ансамбля песни и танца «Байкал» (ныне театра).

В 1939 году по решению Правительства Бурят-Монгольской АССР было принято решение о создании оркестра бурятских народных инструментов. Однако, официальной датой создания оркестра принято считать октябрь 1940 года, когда состоялось дебютное выступление в рамках первой декады бурят-монгольского искусства в Москве.

К началу 1940 года оркестр из 84 человек играл на 16 разных инструментах: хуур, лимбэ, суур, бишхуур, ухэр бурээ, шанза, хуучир, иочин, харанга, большой барабан, тарелки, дынчики и др. Комплекты инструментов были закуплены в Монголии, а ударные – хэнгэрэг, дуударма, харанга, цан, были привезены из дацанов республики.

В числе первых музыкантов были А. Зонхоев, С. Балдаев, З. Тогочеева, Б. Аюшин, М. Балсаева, В. Гергенова, М. Дондукова, П. Лосев, З. Сергеева, В. Цытхенова, Е. Иванова и другие.

Концерты, и в целом декада, прошли с большим успехом, ярко демонстрируя достижения республики в развитии культуры и искусства. Музыканты выступили на разных сценах: в Большом театре СССР, зале Центрального дома работников искусств, на различных предприятиях.

После декады из оркестра, ввиду малого звучания, были исключены духовая и ударная группы. Это привело к значительной потере оркестром национального колорита и тембрового своеобразия. Состав оркестра уменьшился до 52 музыкантов. Тем не менее, творческая жизнь оркестра продолжалась вплоть до сентября 1941 года.

Сама жизнь, возросшие духовные потребности народа диктовали необходимость создания художественного коллектива, который бы стал активным собирателем и пропагандистом народного искусства, творцом современного сценического искусства бурят. Но война оборвала начавшуюся работу и не дала завершить формирование единого ансамбля. Для его создания имелись все необходимые силы – оркестр, хор филармонии, молодые творческие силы, воспитанные декадой.

1940-е

1 апреля 1942 года, после небольшого перерыва, возобновила свою работа филармония. В ее состав были собраны ранее работавшие артисты оркестра народных инструментов и хора. Они и стали первым составом ансамбля бурят-монгольской музыки, песни и танца.

Первым руководителем ансамбля стал композитор Жигжит Батуев. В 1942 году он назначен музыкальным руководителем ансамбля и становится дирижером оркестра.

Первый балетмейстер ансамбля – Татьяна Константиновна Глязер, пришедшая в ансамбль из городского Дома пионеров. Вместе с ней в балетную труппу пришли восемь пар танцоров. «Они быстро вошли в репертуар, в общую программу ансамбля. Ребята были хорошо подготовленными, пришли со своими танцами» - отмечал Жигжит Абидуевич Батуев.

Первыми танцами в репертуаре стали «Ёхор», поставленный по народным мелодиям в обработке Ж. Батуева, «Мэндээшэн», который сохранился в репертуаре и сегодня. Украсили программу «Русский лирический», «Русская пляска», «Полька». В первой программе ансамбля появляются и песни композиторов республики. Уже в то время перед коллективом стояла задача как можно шире отражать в программах темы современности. В то время, нередко солировала Татьяна Гергесова. Здесь же начинает свою творческую биографию знаток народного песенного творчества, заслуженный артист РСФСР Николай Таров. Хора в ансамбле еще не было, он появился только к концу войны. А пока, хором пели танцоры и музыканты.

Первые концерты и гастроли состоялись весной 1942 года. Ансамбль гастролировал по Джидинскому и Закаменскому районам. Выступления молодого коллектива вызывали огромный интерес у местных жителей. Концерты в сложные годы вдохновляли людей, радовали и помогали жить, работать и верить в скорую победу народа в войне. Шли месяцы, коллектив продолжал гастролировать по районам Бурятии, побывал в Агинском и Усть-Ордынском автономных округах. Репертуар каждый раз пополнялся произведениями, созданными народом.

«Приедем, бывало, в какой-нибудь улус, сразу же интересуешься нет ли в здешних местах исполнителей народной песни, сказителей улигеров. И всегда они находились. У нас сложилась традиция – включать этих певцов в программу концерта. Нам это помогало, обогащался репертуар» - рассказывает Жигжит Батуев.

1950-е

Первые масштабные гастроли прошли в 1954 году. Маршрут пролегал от Байкала до Балтики. Творчество коллектива становится популярным в Средней Азии и Сибири, на Урале и в Приморье.

Декабрь 1956 года ознаменовался первыми зарубежными гастролями в столицу Монголии в г. Улан-Батор.

В 1940-1950 гг. работу с ансамблем ведет выдающийся хореограф Михаил Арсеньев. Своим творчеством он представил новый взгляд на национальные танцы. Ему принадлежат «Ёхор», «Сурхарбан», «Мэндээшэн», «Танец борцов», «Колхозная сюита». Многие из них вошли в золотой фонд театра. В 1971 году «Мэндээшэн» транслировался по центральному телевидению, миллионы советских граждан знакомились с танцем, с творчеством артистов с берегов Байкала.

Самым значительным достижением этого периода стал танец «Сон старика». Впервые это массовое театрализованное представление было поставлено в 1940 году народным артистом СССР Игорем Моисеевым в спектакле «Баир» П. Берлинского и Б. Ямпилова. Эта сцена в драме шла под названием «Цам». Вторым рождением и появлением в репертуаре ансамбля «Байкал» эта постановка обязана М. Арсеньеву. Он возобновил постановку Моисеева, но в несколько иной редакции.

Танец хорошо смотрится, его легко воспринимали, его смотрели, ему радовались, им восхищались. В роли старика выступали М. Санжеев и М. Фатеев, в роли смерти К. Халбаев, В. Цыбенжапов, в роли Батора Э. Мантоваров. Танец «Сон старика» — это незабываемая страница в истории «Байкала», которая и по сей день хранится в репертуаре.

В ноябре-декабре 1959 г. становится участником второй декады Бурятского искусства и литературы в Москве, где был продемонстрирован высокий уровень развития бурятского искусства.

1960-е

1960 год был обильным на гастрольные поездки. После Москвы маршрут гастролей был длительным – он начался в Ленинграде и завершился в Молдавии. 130 концертов, показанных бурятскими артистами перед жителями Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии и Украины.

С 17 мая 1962 по 1 января 1964 г. бурятский ансамбль песни и танца был выделен из состава филармонии и подчинен Министерству культуры Бурятской АССР.

В 1963 году республика готовилась к 40-летию со дня образования. В тот период большую работу с ансамблем вела Ксения Андреевна Есаулова – педагог Пермского хореографического училища. В этот год ансамбль много выступает по республике, городах и селах Читинской области, Дальнего Востока и Якутии. За год ансамбль дал 411 концертов.

В 1965 году бурятский ансамбль песни и танца был переименован и обрел название ансамбль песни и танца «Байкал».

Весной 1966 года коллектив готовит новые программы, посвященные 50-летию Великого Октября. Для новых постановок был приглашен народный артист СССР М. Годенко. Он проделал большую работу по созданию целого ряда танцевальных номеров, обогатил творческую биографию ансамбля и внес существенный вклад в развитие народной хореографии Бурятии.

Во второй половине 1960-х республика пришла к мнению о необходимости создания национального оркестрового коллектива. Таковым, в 1967 году стал оркестр бурятского радиовещания и телевидения, который возглавил Чингис Павлов. С этого момента начинается новая ветка истории театра «Байкал». С появлением нового оркестра, музыкальная группа ансамбля «Байкал» продолжила свою работу.

В 1966 году, в связи с проведением Всероссийского смотра художественной самодеятельности, был создан небольшой ансамбль бурятских народных инструментов. Ансамбль выступал на любительских началах, аккомпанируя программе студенческого ансамбля песни и танца «Байкальские волны» Бурятского государственного педагогического института.

К лету 1967 года в оркестре насчитывалось уже 27 музыкантов. Инструменты для них изготавливал, практически единственный мастер на всю республику, Б. Дугаров. Качество инструментов исполнители оценивали высоко, но один мастер испытывал трудности в изготовлении большого количества. Тем более, что они были нужны не только оркестру, но и музыкальному училищу и самодеятельным коллективам. Тогда, очевидно назрел вопрос производства бурятских национальных инструментов.

Становление оркестра шло при активном участии композитора Чингиса Павлова. Именно он возглавил коллектив, делал переложения бурятской музыки и классики, сочинял оригинальные произведения. Коллектив все чаще стал выступать с концертами, особенно в районах Бурятии.

До 1967 года ансамбль был самодеятельным, пока при Бурятском комитете по радиовещанию и телевидению не был организован оркестр народных инструментов в составе 18 человек.

Инструментарий нового оркестра составили четыре разновидности хуура и четыре разновидности чанз. Имея всего 3-4 типа народных инструментов оркестр был намного беднее по тембрам.

1970-е

Для постановки танцев в преддверии 100-летия со дня рождения В.И. Ленина был приглашен известный советский хореограф Михаил Сергеевич Заславский. Он поднял балет на новый уровень, на новую ступень развития, вдохновил современность. Наибольшей удачей Заславского стала постановка «Наши девушки» на музыку Д.Аюшеева. Эта постановка обошла многие сцены страны, ей аплодировали в Кремлевском Дворце съездов, Колонном зале Дома Союзов, Академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

В конце 1970-го ансамбль отправляется в одну из самых интересных гастролей по городам Белоруссии, Центральной России, Северного Кавказа и завершает поездку в Москве. Четыре месяца в пути, 50 городов, 76 концертов и 40 тысяч зрителей – результат прошедших гастролей.

В 1973 году свою работу с оркестром радиовещания и телевидения завершил Чингис Павлов. Тогда, ему на смену пришел Аюша Арсаланов. Благодаря своему опыту и энергии, он заметно повысил исполнительский уровень оркестра, расширил репертуар. Именно он первым ввел систему создания телевизионных передач оркестра на основе предварительных студийных звуковых записей.

К сожалению, его сотрудничество с оркестром продолжалось всего два года. Неудовлетворённость инструментальным и численным составом оркестра заставила его поделиться с руководителями совета министров БурАССР своими планами развития оркестра. Не встретив с их стороны поддержки, дирижер был вынужден покинуть оркестр. Подхватил его деятельность композитор Ж. Батуев. Он внес вклад в деятельность оркестра своим глубоким знанием народного инструментария.

В 1974 г. оркестр ансамбля «Байкал» возглавил известный исполнитель на народных инструментах и музыкальный мастер Сергей Балдаев. Он искал для коллектива новые формы инструментального музицирования. По его инициативе, в 1979 году был организован ансамбль ятагисток. В его состав вошли 15 исполнительниц, которые пели песни бурятских композиторов под собственный аккомпанемент.

1980-2000-е

С 1980 года главным дирижером оркестра радиовещания и телевидения, а позже, с 1985 года вторым дирижером стал Яков Велихер.

В 1985 году главным дирижером становится композитор Баир Дондоков, после с 1986 по 1999 гг. – Валерий Галсанов. За, более чем, десять лет работы ему удалось многое: повысить исполнительский уровень оркестра, значительно обновить фондовые записи, ввести конкурсную систему подбора музыкантов.

С 1 апреля 1992 года по 1 января 1998 года ансамбль «Байкал» был выделен из состава филармонии на самостоятельный баланс.

20 марта 1997 года постановлением Правительства Республики Бурятия было образовано государственное учреждение культуры «Бурятский государственный театр танца «Бадма-Сэсэг».

В 1998 году оркестр БГТРК обрел имя основателя и первого дирижера. Отныне оркестр был назван «Оркестр бурятских народных инструментов им. Чингиса Павлова».

С 1999 года художественным руководителем и дирижером вновь становится Яков Велихер. Присущие ему тщательность в работе, огромный практический опыт, знание специфики оркестра способствуют дальнейшему творческому росту коллектива.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.11.2000, в целях совершенствования художественного уровня ансамбля «Байкал», он был выделен из филармонии и создан Государственный театр песни и танца «Байкал». Театру был придан статус национального достояния, как особо ценному объекту культурного наследия народов Бурятии.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 19 января 2004 г. Государственный театр песни и танца «Байкал» реорганизован путем присоединения Бурятского государственного театра танца «Бадма Сэсэг» и переименован в «Бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал».

С 2005 года
Новая история

Новая страница истории театра «Байкал» началась в 2005 году, когда к произошедшему объединению присоединился оркестр Бурятской ГТРК. Музыканты объединенных коллективов сформировали обновленный состав оркестра бурятских народных инструментов. На момент объединения с оркестром работали дирижер оркестра им. Чингиса Павлова Жаргал Токтонов, дирижер театра «Байкал» Оксана Жамбалова и руководитель ансамбля музыкантов «Бадма сэсэг» Наранбаатар Бадамгарав. В 2006 году дирижером стал Жаргал Токтонов.

Отныне в составе театра были балетная труппа, солисты-вокалисты и оркестр бурятских инструментов им. Чингиса Павлова. Директором и художественным руководителем театра стал Дандар Бадлуев.

В 2008 году, после обучения в Москве, на должность главного балетмейстера вернулся Жаргал Жалсанов. Годом позже он занял пост художественного руководителя.

В 2011 году музыкальным руководителем театра назначен Баттулга Галмандах. С этого времени начался период больших изменений. Музыкальная политика была направлена на поиск аутентичного звука. С этой же целью началась работа по изменению состава оркестра.

Продолжая пополнять репертуар, в том числе собственными произведениями, руководство театра стало вводить в оркестр новые инструменты. Одним из первых его пополнил товшуур – распространенный в тюркоязычных странах.

По мере работы, в репертуаре стали появляться новые произведения и сольные проекты оркестра. Состав продолжал обогащаться новыми инструментами, для которых создавались отдельные произведения.

Вслед за концертами, оркестр начал реализовывать крупные проекты, в том числе грантовые. Одним из первых проектов, в 2012 году, стал «Музыка летящей стрелы». Благодаря ему удалось заказать новый репертуар - произведения крупной и малой форм для групп ятагистов, морин хууристов, иочинистов, вокалистов. Обогащением репертуара занялась буквально вся музыкальная сфера республики. Над новым проектом работали Виктор Усович, Лариса Санжиева, Баир Дондоков, Базыр Цырендашиев, Бато Бальжинимаев, Баттулга Галмандах, Павел Карелов, Дарья Коркина, Екатерина Олёрская, Александр Русанов, Олег Шаренда, Баирма Овчинникова, Жаргал Омоктуев.

В 2017 году Министерством культуры Бурятии и руководством театра «Байкал» было принято решение о переименовании оркестра. Прежнее название было изменено на «Национальный оркестр Республики Бурятия». В честь этого, на сцене театра оперы и балета состоялся концерт-презентация оркестра в новом статусе. Специально для первого концерта были написаны произведения, пошиты костюмы и сделаны декорации. Обновленное название было успешно принято зрителями, многие из которых отметили давно назревшую необходимость ребрендинга.

  • 2005 г. – Премьера спектакля – стихии «Дух предков» - «Угайм Сулдэ»
  • 2007 г. – I Международный фестиваль древних классических танцев «Цветок Байкала». В фестивале приняли участие мастера – хореографы из Индонезии, о. Бали, Китая, Шри-Ланки, Японии, России
  • 2007 г. – I Международный фестиваль «Ночь Ёхора»
  • 2007 г. – Международный фестиваль исполнителей современной песни «Золотой голос Байкала»
  • 2007 г. – Премьера шоу «Блеск Азии»
  • 2011 г. - на базе оркестра бурятских народных инструментов была создана арт-группа «Уран хуур»
  • 14-15 декабря 2012 г. – Премьера спектакля-легенды «Эхо страны Баргуджин Тукум».
  • 26-30 июня 2013 г. – Премьера театрализованного концерта «From Mongols to Mogols / От монголов к моголам» с участием потомственных танцоров и музыкантов – Анудж Мишра, Правин Мишра, Неха Сингх (Индия), Хуссейн Дала (Афганистан), Зинаметр Улэмжэ (Монголия).
  • 30 января 2015 г. – Балетная труппа приняла участие в Дрезденском бале (Саксония, Германия)
  • 27 июня 2015 г. – Спектакль-стихия «Угайм Сулдэ» принимает участие в Китайском фестивале кочевых культур в г. Хух-Хото (КНР, Внутренняя Монголия).
  • 19-21 октября 2015 г. – Премьера музыкально-хореографического спектакля «Мифы и легенды озера Байкал», при поддержке Министерства культуры РБ и Министерства Культуры РФ.
  • 7-8 ноября 2016 г. – Дни культуры Улан-Удэ в Москве и Санкт-Петербурге, концерт «Моя Бурятия»
  • 21 декабря 2016 г. - Спектакль-легенда «Эхо страны Баргуджин Тукум» удостоен звания Лауреата государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства.
  • Сентябрь 2016 г. - Гастроли театра в Португалию на Фестиваль «Сантарем» и в Испанию на фестиваль «Адди Фолк»
  • 3-4 февраля 2017 г. - Артисты театра приняли участие на Дрезденском балу (Саксония, Германия)
  • 7 мая 2017 г. - Победа во всероссийском телевизионном проекте «Танцуют все!» на канале "Россия-2"
  • Декабрь 2017 - январь 2018 - Гастроли шоу «Блеск Азии» в Италии: Рива дель Гарда, Болонья, Беллуно, Больцано, Випитено, Прато, Виченца, Арджента, Ассизи.
  • 18 марта 2018 г. - Участие театра во Всероссийском фестивале народного искусства «Танцуй и пой, моя Россия!», выступление с программой «Легенды Байкала» в Государственном Кремлевском дворце.
  • 18 апреля 2018 г. - Создание первой этно-модерновой группы «Daida» в составе театра «Байкал»
  • Апрель 2019 г. – Премьера танцевального шоу «Show of dance»
  • Сентябрь 2019 г. — Участие в V Восточном экономическом форуме, Владивосток
  • Сентябрь 2019 г. - Победа балетной труппы в Международном конкурсе монгольского танца IMDAP (International Mongolian Dancing Art Performance): золотой кубок в номинации «Лучший массовый танец», два серебряных кубка в номинации «Лучший массовый танец», золотой кубок за лучшую балетмейстерскую постановку, которого удостоился художественный руководитель театра «Байкал» Жаргал Жалсанов
  • 18 апреля 2021 г. – Юбилейный концерт в честь 80-летия Национального оркестра Бурятии. Впервые в России, театром был организован парад дирижеров, которые руководили оркестром. Оркестр под управлением дирижеров из Тывы, Калмыкии, Башкирии, Казахстана, Якутии и Бурятии представил все грани своих возможностей.
  • Июль 2021 г. – Международный конкурс-фестиваль исполнителей этнической песни «Золотой голос Байкала»
  • 2022 г. – Театр «Байкал» отметил 80-летие
  • Декабрь 2022 г. – Премия зрительских симпатий «Звезда театрала» в номинации «Лучший национальный театр»

Ветераны