О дрезденском бале, об организационных моментах, схожести и разнообразии культур рассказывает жаргал жалсанов

https://youtu.be/Ci2k4jfLcVQ

В Дрездене (Саксония, Германия) в ночь с 3 на 4 февраля состоялся традиционный XII бал в театре Земпера – Semperopernball, в котором приняли участие артистки Бурятского национального театра песни и танца «Байкал».

«Это мистично и поэтично, передавать сибирскую природу, феномен озера Байкал, замечательным, особенным способом, через фигуру и язык лебедей. Художники, передающие эту картину всемирно известны, я в восторге от премьеры. Представляю вашему вниманию танцовщиц театра Байкал из г. Улан-Удэ» - Этими восторженными словами ведущая представила выступление наших артисток.

О том, каким был XII Semperopernball, какой была роль театра песни и танца «Байкал», мы поговорили с художественным руководителем театра Жаргалом Жалсановым.

Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о выступлении наших артистов и о мероприятии в целом? 

Сама поездка на Дрезденский бал отличается по многим пунктам от предыдущих поездок в Европу:

- Это не гастрольный тур, а мероприятие совсем иного рода.

- Обычно мы выезжаем целой труппой, а тут лишь женская часть балета. 

- Зачастую мы представляем зрителям большую программу, а тут мы выступили только с одним танцем.

Сначала меня удивил выбор организаторов бала. Ведь принято считать, что европейские балы проходят в стиле вальса, менуэта, паваны или других разновидностей историко-бытовых, бальных танцев. Но за последнее десятилетие мир меняется с огромной скоростью, а разные культурные мероприятия просто обязаны быть на пике этих изменений, и уметь чтить традиции, но и в тоже время быть интересными для большого количества людей. 

Больше всего впечатляет организация мероприятия. Начиная с технической части и в плоть до оформления цветами.  Все сделано с таким профессиональным подходом, что конечно вызывает уважение!

Сам бал начинается в 19.00 и заканчивается в 5 часов утра. Программа больше похожа на телевизионное шоу, чем на традиционный концерт в театре, многие зрители сидят в фойе, за кулисами в репетиционных залах (обычно посторонним в эти помещения вход воспрещён).

Программа XII Semperopernball была насыщенная. Конечно в основе творческой части это труппа самого театра, это и симфонический оркестр, дирижер из Венгрии Christian Jarvi, он кстати подходил, выражал свое уважение. Также   в полном составе работает балетная труппа, и конечно хор с солистами. Много приглашенных звезд оперы со всего мира, с России были Аида Гарифуллина, если не ошибаюсь, два года назад была Анна Нетребко. За экзотику отвечали мы, также в категории «неожиданное» был цирковой номер -  трюки на роликах, популярный в просторах интернета. 

По вашему мнению какую роль сыграло наше выступление? 

Наше выступление было устроено по тому же принципу, как и на FRANCE TV, то есть мы отвечали за разнообразие мира, в этой лаве европейской культуры, организаторы показали присутствие из другого мира, в нашем случае из бурятского, или азиатского, т.к. народность Буряты большая часть  зрителей и не знает,  и конечно тем больше ответственность, потому что в трехчасовой программе Дрезденского бала, которая идет в прямой трансляции, мы были единственным коллективом, представляющий азиатскую культуру. В прессе и в афишах акцент был сделан на наш коллектив, видимо, чтобы привлечь внимание публики, и показать мультикультурный подход организаторов бала. 

Как отнеслась публика к танцу лебедей? 

Публика к танцу лебедей отнеслась положительно, и с долей восхищения. Думаю, что в первую очередь, сама по себе гениальная, не побоюсь этого редко мною употребляемого слова, постановка Дандара Бадлуева. Во вторых -   тема птиц и лебедей в частности, близка европейскому зрителю.  Мы знаем балет «Лебединое озеро», который поставлен по древнегерманским мифам и известен всему миру. Многие отмечают, что им было интересно взглянуть   на азиатский взгляд, как могут быть воплощены эти красивые птицы. Информация о том, что лебеди являются тотемом для бурят, и часто в народных песнях и танцах мы восхваляем эту птицу, стала для них таким смысловым насыщением для нашего выступления. Вы знаете, что махровую экзотику любят не все, большая часть европейцев, на мой взгляд, эстеты, а танец Лебедей - это такая смесь колорита, неповторимого стиля и эстетики.

Что говорят организаторы бала о нашем выступлении?

С первой же репетиции организаторы подошли и выразили свое восхищение. Они конечно переживали, как мы будем выглядеть, и несмотря на то, что они уже видели номер на видео, по их словам, вживую это их поразило. А меня поразила работа постановочной группы: режиссер мероприятия, режиссер трансляции, сценарист, художники по свету и видео, звукооператоры, стейджменеджеры - все так аккуратно и профессионально провели с нами работу, в общем такая команда для любого постановщика - мечта, а для Бурятии - несбыточная… И все они были очарованы нашими танцовщицами, помощник режиссера, который работал с нами отметил, что наши девушки и вне сцены грациозны, как лебеди. 

В чем причина такой успешной реакции и организаторов и зрителей и прессы на танец Лебедей?

Если постараться разложить сам танец - как продукт, то на мой взгляд, получается вот что:

- Оригинальное хореографическое решение Дандара Бадлуева - это соединение колоритных движений с элементами графического показа: платье используется как крыло, а руки танцовщицы используются для показа рисунка шеи и головы птицы.

- Оригинальность музыки. Композитор Галмандах Баттулга написал музыку к этому танцу используя как национальные инструменты, так и симфонические. Поэтому получился такой интересный синтез стилей. Музыкальное сопровождение танца несомненно привносит тот самый колорит и «неизбитость» звучания.

- Близость и понятность идеи танца с одной стороны, и оригинальность интерпретации этой темы с другой.

- Ориентированная направленность и возможность интерпретации номера с помощью света, видео и других современных технических возможностей для постановочной группы.

- Телегеничность и фотогеничность номера.

Работая над данной статьей мы переговорили и с артисткой балета театра «Байкал» Валентиной Юндуновой.

В чем секрет вашего успешного выступления?

Говоря о успешном выступлении нельзя не отметить филигранно выполненную работу художественного руководителя нашего театра Жаргала Жалсанова. Он был руководителем нашей группы на протяжении всей поездки. Решал организационные моменты, касаемые бала, так же оттачивал наше танцевальное мастерство, между перерывами брал с нами репетиции! Благодаря его усилиям наш танец очень гармонично выглядел на сцене, все прошло синхронно, отработанно. Несомненно, он наш главный механизм, без которого данное выступление не получило бы столь высокой оценки! Ведь результат во многом зависел от работы всей команды и конечно же работы лидера. – рассказывает артистка балета Валентина Юндунова.

Вячеслав Цыренжапов художник по свету, вылетел в Дрезден в составе группы театра.

Какую функцию вы выполняли во время командировки?

По прибытию мы ознакомились с оборудованием и технической командой по свету, звуку и видео. Я скорректировал свет под нас, сделал так, чтобы зритель увидел всю красоту танца, ведь освещение одна из основных составляющих этого номера. Нужно отметить, что это очень сработанная команда. По всему видно, что работают в ней только опытные люди. – комментирует свою работу Вячеслав.

XII Semperopernball прошел, наши артисты вернулись и даже успели выступить в сольном концерте Бутидэй Дондок-Сэрэна, а на рабочую почту театра всё еще приходят письма со словами благодарности от организаторов бала.

Смотрите также