Новые краски в звуковой картине мира

Автор: Серафима Очирова

240 музыкантов на одной сцене одновременно, множество редких музыкальных инструментов – исполненная на них кросс-сюита, специально созданная красноярским композитором и музыкантом Владимиром Кошелевым, может занять место в Книге рекордов России как сочинение, написанное для самого большого количества музыкальных инструментов. С 23 по 26 ноября в Красноярске впервые прошел Фестиваль профессиональных оркестров национальных народных музыкальных инструментов «Стихия звуков». В нем приняли участие 6 музыкальных коллективов из Красноярска, Башкортостана, Тывы, Хакасии, Якутии и Бурятии. Организатором фестиваля стала Красноярская краевая филармония при поддержке Правительства Российской Федерации.

Такой фестиваль – отличный повод знакомить людей с многообразием культур нашей страны, украсить звуковую картину сегодняшнего техногенного мира, через музыку уравновесить мировосприятие современного человека. Утверждают, что вкус в музыке определяется ритмами головного мозга, которые сугубо индивидуальны - когда человек слышит музыку, соответствующую его ритмам, она ему нравится. Сегодня ученые говорят даже о прямой зависимости традиционных национальных культур и экологического состояния земли и выживания самого человечества.

Фестиваль профессиональных оркестров национальных народных музыкальных инструментов «Стихия звуков» поразил и самих музыкантов, дал пищу для размышлений, поиска нового осмысления перспектив и дальнейшего развития. По еще свежим впечатлениям от поездки нам удалось побеседовать с главным дирижером Национального оркестра Республики Бурятия, заслуженным деятелем искусств Республики Бурятия Жаргалом Токтоновым и музыкальным руководителем театра «Байкал» Баттулгой Галмандахом.

«В первую очередь выражаю благодарность руководству нашего Бурятского национального театра «Байкал» за организацию нашей поездки на фестиваль. Фестиваль грандиозный, прошел на высоком, достойном уровне. Спасибо его организаторам, особенно директору фестиваля Маргарите Рачковской. Еще раз убеждаюсь, что такие поездки нам очень нужны – надо общаться, обмениваться опытом. Это как глоток свежего воздуха», - делится впечатлениями Жаргал Токтонов.

Примечательно, что в рамках фестиваля музыканты выступали не только в Красноярске, но и Лесосибирске, Канске, Ачинске, Минусинске и Шарыпово. Для жителей этих городов свои программы представили Тувинский национальный оркестр, оркестр национальных инструментов Театра танца Якутии им. С.А. Зверева-Кыыл Уола, Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан, Красноярский филармонический русский оркестр им. А.Ю. Бардина и студенческий коллектив Хакасского государственного университета – оркестр хакасских национальных инструментов. Национальный оркестр Республики Бурятия давал концерт в Канске. Помимо него, наши музыканты выступали с часовой программой в малом зале им. И.В. Шпиллера Красноярской филармонии. Послушать пришла, по мнению главного дирижера, изысканная публика - настоящие ценители музыки выступление оркестра принимали очень хорошо.

Конечно же, наших музыкантов, не имеющих своего помещения, проводящих свои репетиции на чужой, приспособленной площадке, впечатлили масштабы самой Красноярской краевой филармонии, «имеющей всего пять залов». Большой концертный зал с огромной сценой и масштабным зрительным залом почти на полторы тысячи мест Жаргал Токтонов назвал «вкусным» - по акустике, энергии звука, восприятию музыки. Филармония оснащена по последнему слову техники - как тут по-доброму не позавидовать.

Примечательно и то, что генеральный директор Красноярской филармонии Евгений Стодушный входит в десятку лучших в России менеджеров в сфере культуры, и потому идея принимать у себя такой масштабный фестиваль могла родиться именно у них и на то у них были силы.

Апофеозом фестиваля стал гала-концерт, который состоялся в Большом зале филармонии. Под управлением дирижёра Валерия Шелепова была исполнена кросс-сюита «Стихии мира». Она состоит из пяти частей, каждая из которых (кроме пролога) символизирует одну из природных стихий. Каждой стихии соответствует определённый музыкальный стиль. Вода - академическая традиция, земля - этнический поп-рок, воздух - этно-фьюжен, огонь - прогрессивный арт-рок. Музыканты нашего оркестра получили партитуру за две недели до своей поездки. Приглашение на фестиваль коллективом было получено еще год назад.

«Мы посылали композитору характеристику наших национальных музыкальных инструментов, но когда поступил материал для исполнения, были заинтригованы, начали изучать, пробовать, - рассказывает дирижер Жаргал Токтонов. - Многие места были не очень удобные в исполнительском плане. Поэтому находились на постоянной связи с автором, созванивались, обсуждали, меняли. В Красноярске была только одна сводная репетиция перед концертом. А во время концерта я сидел в зале как зритель и могу сказать, что произведение звучало достойно, наши инструменты были хороши».

Жаргал Токтонов, посещавший разные музыкальные фестивали, был поражен обилием национальных инструментов: якутские хомус и кырыымпа, башкирские кубыз и ятаган, тувинские игил и чадаган, хакасские пыргы и чатхан, русские балалайка, гусли и домра – свыше 100 разновидностей, какие-то из них даже видел впервые.

Музыкантам было интересно знакомиться друг с другом, узнавать о разных, доселе невиданных национальных музыкальных инструментах. Очень хотелось побывать на концертах своих коллег из других регионов, но выступления шли параллельно, да еще и в разных городах. Единственным минусом поездки он называет нехватку живого общения. Да еще сожалели, что не было оркестра из Калмыкии.

В современном мире человек уже нередко сталкивается с проблемой отрицательного воздействия музыки на него, когда она используется как психотропное оружие. И только народная национальная культура и классическое искусство со своим многообразием и уникальными шедеврами тысячелетнего народного и профессионального творчества способна противостоять этому негативу, так как в нем - сила, мудрость и знания, наработанные нашими предками. Наша же задача – с благодарностью принять, раскодировать, придать новые формы и запустить ее в современную жизнь.

Помимо концертов, организаторы предусмотрели насыщенную деловую программу. В рамках фестиваля прошла открытая научно-практическая конференция «Оркестр национальных народных музыкальных инструментов. Новая реальность. Перспективы развития». «В ней приняли участие мэтры из мира музыки, такие как профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения, академик, действительный член международной академии информатизации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Михаил Иосифович Имханицкий – его называют легендой среди народников, - делится Жаргал Токтонов, - профессор Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, народный артист Российской Федерации, лауреат всероссийских и международных конкурсов домрист Лукин Сергей Федорович».

С докладом «Оркестровое исполнительство на национальных инструментах в Республике Бурятия. Состояние и перспективы» на конференции выступил наш Олег Огнев - профессор, заслуженный деятель искусств РФ и РБ, главный дирижер и художественный руководитель концертного русского оркестра «Забайкалье».

Немало интересных мыслей было озвучено ими и другими спикерами, организаторы заверили, что итоги конференции и фестиваля будут проанализированы и доведены до Министерства культуры России.

Хотя и недостаточно было на фестивале неформального общения, музыкальный руководитель театра Баттулга Галмандах получил от Тувинского национального оркестра предложение написать музыкальное произведение для их коллектива. Помнится давний разговор, когда он говорил: «Я как истинный монгол хотел бы, чтобы Национальный оркестр РБ объединил большое количество музыкантов. Представьте себе, огромный оркестр исполняет Гимн Бурятии». Тогда вспоминал, что у него на Родине по президентскому указу в Монгольском государственном ансамбле 108 музыкантов - по сакральному числу в монгольском мире – коллектив этот играет на больших праздниках, правительственных концертах, участвует в приёмах, посвящённых государственным праздникам, памятным датам, в торжественных мероприятиях на высшем уровне. Можно подумать, что его задумка отчасти как будто бы была принята вселенским информационным пространством. Кто знает, возможно, Баттулга захочет создать новое, грандиозное произведение не только для тувинских музыкальных инструментов, но и для огромного сводного оркестра, какой соберется на следующий фестиваль, который по задумке организаторов станет международным.

Какая музыка сегодня может быть востребована в современном мире, какой идее она способна подчинить свою аудиторию? Но верится, музыканты оригинальным звучанием своих инструментов способны обогатить мировую музыкальную культуру, сблизить города и веси, указать людям ценностные ориентиры и укрепить мир.

Национальный оркестр Республики Бурятия вернулся с фестиваля воодушевленный. Как творческий коллектив он всегда находится в поиске своего особенного звучания, неповторимого колорита, содержательного наполнения. Единственный своем роде профессиональный коллектив музыкантов, играющих на бурятских народных инструментах, должен иметь свое неповторимое лицо, свой фирменный стиль, создавать высокохудожественный продукт, который должен быть востребован сегодня в глобальном мире. Но без поддержки самого высокого уровня трудно будет соответствовать своему названию.

Серафима Очирова

Смотрите также