Пять бурятских народных песен
Старинные народные песни прекрасны. Мудрость, переживания, боль, весь спектр чувств и эмоций, которые переживали наши предки можно пропустить через свое сердце. Радость и тревога женщины, чья дочь выходит замуж, молодой парень, тоскующий по родной земле, боль репрессированных людей, уезжающих в железных вагонах. В этой публикации приведем только пять песен из собрания проекта «Арадайм Баялиг».
Интересной особенностью бурятской песни является косвенное проявление чувств через осмысление природы, животных, их красоты, изменчивости, сложности. Бурят не скажет о своей любви открыто, он выразит чувства в песне, а цветы, птицы, явления природы станут проводниками. Это говорит о тесной взаимосвязи человека с природой и о воспитании чувств в гармонии с внешним и внутренним миром.
«Адуун шулуун» («Табун камней») – песня-восхваление своей малой Родины, типичная для бурятского фольклора: воспевается природа родных мест, родительский дом и мама. В песне описание окружающей природы переходит в описание чувств, и постепенно возникают параллели и взаимосвязь между разной действительностью. Такие переходы очень часто используются, так к примеру, вместо природы может быть описан красивый и грациозный конь.
«Соохор адуундаа» («К пегой лошади») – песня, воспевающая прекрасного скакуна. Эта песня-магтаал найдена специально к проекту «Арадайм Баялиг». Маленький неокрепший жеребенок, которого человек холит и ухаживает за ним днем и ночью, вырастает в красивого и сильного жеребца. Он настолько хорош собой, что хозяин испытывает гордость за своего коня, за свои труды, и поет ему (возможно и себе) хвалебную песню. Примечателен тот факт, что многие народные песни бурят не имеют гендерного различия, и могут исполняться как мужчиной, так и женщиной.
«ХYхын дуун» («Песня кукушки») – лирическая хори-бурятская песня о тоске по любимому. Каждую весну кукушка, прилетая в родные края, набирается сил. Приходит время и она начинает куковать. В старину буряты полагали, что кукушка, готовясь к дальнему перелету, перестает есть, и кукует из-за чувства голода. Так и молодая девушка (может и мужчина) сравнивает свою тоску по любимому человеку со страданиями кукушки.
«Номохон бороороо» («Под тихим дождем») – историческая песня периода сталинских репрессий 30-х годов. Песня создана в тяжелые депрессивные времена, когда недовольство существующим режимом открыто не выражалось. Через песню плачет душа народа – «Как хорошо скакать на
быстром коне, Как хорошо молиться своим богам…», без прямой отсылки к испытанным горестям, в песне слышится грусть по прежним временам, вольной жизни и старым друзьям.
«Ягаруухай» («Игровая») – веселая песня, название которой производно от русского слова «игруха». Поющие призывают всех собраться и играть до утра. «Солнце поднялось высоко, и из-за самых дальних гор к нам приходят люди. Звезды зажглись на небе, но мы продолжим играть. Не перестанем играть днем и ночью!» Веселые игры у костра были очень популярны, для молодежи это отличный способ познакомиться и подружиться. Среди игр известны – «хоргоодон» (прятки), «урилдаажа наадаха» (бег на перегонки), «дандаалха» (догонялки), «ээрэмшэхэ» (кружиться, бегать вокруг костра или чего-нибудь).
Надеемся, что этот обзор получился полезным и интересным. Благодарим солистов театра «Байкал» за найденный уникальный материал и возможность наслаждаться песнями, которые оказались сильнее времени.