Репертуар

Спектакль «Мифы и легенды озера Байкал»

События, описанные в данном спектакле, проходят на берегу озера Байкал.

Со всех земель, где живут буряты, на берег озера Байкал, собираются люди, для празднования и обряда поклонения в честь Великой матушки хранительницы озера Байкал - Байгальжин Ехэ Тоодэй. Молодые девушки и парни танцуют различные танцы, олицетворяющие их быт и жизнь. Певцы и улигершины поют старинные песни и улигеры. Сюжеты этих старинных песнопений, оживают в фантазиях и воображении участников празднества. 

Устное народное творчество бурят представляет собой сложную и многоступенчатую область, в котором воплощены все представления  мировосприятия мира, отражен весь круг повседневной жизни человека от самого его рождения, более того одухотворены представления о космосе, небесах, стихиях воды и огня. Легенды и сказания очаровывают человека тем, что их образы воплощают в себе мысли и чувства народа, его надежды на лучшее будущее. Легенды помогают людям узнать и объяснить свое прошлое и настоящее. 

В этом спектакле, постановщики решили немного отойти от привычного формата проектов, создаваемых в последнее время. Вернуться обратно к простоте форм народных песен и танцев,   вместе с тем, не теряя философии и глубины бурятского  фольклора. Спектакль берет за основу мифы и легенды озера Байкал. Авторы стремятся к гармоничному соединению их в одну историю, где ключевым звеном  является образ озера. Известно, что в старинных бурятских мифах и легендах, хозяйка Байкала предстает перед нами в образе величественной всемогущей бабушки, добродушной и доброжелательной, если к ней относятся с почтением и  уважением, но безудержно гневной и сердитой, если к ней  проявляют непочтительное, пренебрежительное отношение. Бурятские племена,  живущие вокруг озера, обращались к ней по разному – Байгал далайн  эжэн Ехэ тоодэй - Великая бабка, хозяйка Байкала, а также Байгал далайн эхэ Абай-хатун - мать Байкала Абай-хатун.  Дарительница жизни. Предположительно, с приходом русских переселенцев, образ Байкала поменялся с Доброй Матери на Могучего Сурового Старца. Одна из идей спектакля - дать понять зрителю, что наши предки воспринимали сущность озера Байкал не суровой  и  холодной, а наоборот, согласно преданиям и сказаниям, как нечто родное, близкое. Байкал - это мать. Байкал дарит жизнь людям, живущим на его берегах.

Долгое время в представлении культуры бурят преобладала кочевая линия сложносоставного народа. В новом же спектакле постановщики представят культуру приозерных бурятских родов, которые веками жили на берегу Байкала. Через их видение окружающего мира, зрители смогут окунуться в мифическое прошлое народа. Звуки тайги или степи сменят звуки приливов и отливов, ритмы скачущих лошадей заменит ритм волны, бьющейся о лодку байкальского рыбака.

Артисты театра будут менять свое привычное амплуа. Так, артисты балета могут запеть, в танце будут изображать голоса птиц и животных, вокалисты будут передавать свои образы не только голосом, но и телом. В стороне от новой постановки не останутся и музыканты оркестра театра. В музыкальной партитуре спектакля  наравне с бурятскими инструментами, будут использованы шумовые и ударные инструменты, изготовленные из байкальских камней. От этого музыкальная составляющая спектакля обретет определенный стиль, передающий великолепие звуков и шумов великого озера. Через музыку, танцы и песни нового спектакля, зритель увидит все многообразие мифов и легенд  окружающих священное озеро Байкал.