
Спектакль-стихия «Угайм Сүлдэ – Дух Предков»
Спектакль «Дух предков» - «Угайм Сулдэ» создан в 2005 году на основе мифов монголоязычных народов. Премьере спектакля предшествовал почти десятилетний период кропотливой работы: изучение духовного наследия предков монголоязычных этносов, восстановление и реконструкция костюмов, песнопений, привлечение научных консультантов. В спектакле представлено искусство монголоязычных народов с его богатством фольклора и местным колоритом, красотой и самобытностью старинных песен и танцев. В этой мистерии властно проявил себя дух предков, заставляя публику замирать от ощущения причастности к великому наследию.
На сегодняшний день спектакль является культурным активом Бурятии и неизменно входит в обязательную программу форумов международного, российского масштаба, деловых встреч, координационных советов и фестивалей. В 2006 году спектакль удостоен высшей награды страны – Премии Правительства России в области культуры.
«Угайм сулдэ» - «Дух предков» - мистерия построенная на звуке, движениях, интуиции, мистике… Это то, чего еще никогда не было… То, что необходимо человеку, который устал от однообразия цивилизации.
И тогда он попадает в плен прошлого, неизмеримо далекого, но понятного до боли в душе. Это притча о вечном : борьбе добра и зла, черного и белого, жизни и смерти. Напоминание о прародителях бурятского рода, о сакральности числа «9» и силе огня и святости очага.
Либретто спектакля. Первый акт.
Противостояние двух богатырей на небе: добра и зла, жизни и смерти, чёрного и белого. Битва продолжается на Земле. Чёрный демон несёт людям страдания, учит людей воровать, врать, сеет смятение и тоску в душах. Белый богатырь - защитник света, носитель добра, справедливости, приносит людям счастье, помогает постигать тайны мироздания, охраняет всё живое на Земле.
Девять матерей монгольских родов обращаются к верховному небожителю Эсэгэ Малаан тэнгэри с просьбой о девяти знаменах, которые должны уберечь людей от зла, гибели и болезней. Девять матерей преподносят белую пищу - молоко, поют о том, что для каждого рода-племени знамя будет хранителем. Тогда будут рождаться богатыри на Земле, прекратятся распри и расцветет Степь.
Эсэгэ Малаан услышал молитвы Матерей. Небесные богатыри приносят девять флагов - девять драгоценностей, вручают Матерям и возносятся обратно на небо.
Девять матерей - девять хранительниц монгольских родов призывают Сахяадай ноена - хозяина очага жизни: "Очаг, зажгись! Преподносим тебе дары наши. Очаг, зажгись!.." Молитвы услышаны: из пламени появляется мифический хозяин огня - седобородый Сахяадай Ноен. Каждой из Матерей он вручает символ хранителя рода - Огонь.
Наступает новый этап в жизни кочевников.
Праздник у булагатского рода. Женщины танцуют ёхор. Войны - богатыри Буха-ноен баабай и Эреэн буха эзэн становятся свидетелями праздника. Среди танцующих - булагатская красавица, в которую влюбляются оба богатыря. Три дня и три ночи продолжается битва за сердце юной булагатки. Побеждает Буха-ноен. Булагатский род поёт хвалу, и сыновья Буха-ноена с благодарностью возносят свой тотем обрядовым танцем, символизирующим благодарность прародителю и просящим покровительство роду на ежегодном празднике - Тайлагане.
Когда-то давным - давно жил великий правитель - хан. У него было две дочери - красавицы. Приходит время выходить замуж, но дочери отвергают всех женихов. Тогда грозный хан рассердился и велел войнам увезти их в глухую тайгу. Наказанные дочери в незнакомом для них месте размышляют о судьбе, о том, как жестоко обошёлся с ними их любимый отец. Вдруг тишину нарушает вой волков. Одна из красавиц говорит: "Видимо, это моя судьба. Не знаю, что ждёт меня впереди". Тотчас спустились с небес три небесные девы в образе дочерей рода узэмчин и говорят: "У тебя судьба необыкновенная. Ты встретишь в жизни человека - богатыря. Не упусти тот миг. Мы тебе преподносим дар от самого Эсэгэ Малаан тэнгэри - головной убор. Одев его, ты станешь, одной из величайших цариц Великой Степи - Гуа Марал". Пророчество сбывается - племена лесных урянхайцев возводят её на трон.
В поселение, где живут люди, врываются волки. Их сила и мощь велика, люди напуганы. Гуа - Марал защищая свой народ, меткими выстрелами убивает хищников. Остаётся один волк . Гуа Марал натягивает тетиву. Внезапно раздаётся голос с небес. Посланники небес в образе барга-бурят и сартулов предупреждают царицу о том, что нужно остановиться. Девушка щадит волка. Волк превращается в богатыря. Следует обрядовый танец племени баяд, восхваляющий союз Буртэ Чино и Гуа марал.
Второй акт.
Девять прекрасных лебедей скидывают одежду и купаются в озере. Богатырь Хореодой мэргэн крадёт одежду одной из лебедей, затем скрывается в кустах. Выходят девушки на берег и, переодевшись, одна за другой улетают. Остаётся одна, та, у которой украл одежду Хореодой мэргэн. Она просит отдать одежду, но Хореодой мэргэн, ослеплённый её красотой, просит стать его женой. Появляются женщины рода мэргэна и начинают готовиться к свадьбе, одевают невесту и поют: "Омоем тебя водой из девяти источников, окурим благоуханием девяти трав, украсим девятью драгоценностями. Будь хранительницей очага. Пусть твои сыновья станут богатырями, дочери - красавицами!".
Племена хори, ойрат-монголов, хонгодоров восхваляют свою прародительницу - птицу Лебедь.
В мирный поток жизни врывается злая энергия, Адын элшэ. Девять Матерей - защитниц рода вынуждены призвать на помощь Эсэгэ малаана - Бургэд в образе шамана. Своим камланием он призывает на помощь тотемы - прародителей всех бурятских родов. Тотемы приходят, и все они зовут богатыря Сахяадай ноена. Битва Адын элшэ и Сахяадай ноена. После мучительной борьбы Сахяадай ноен побеждает. Девять Матерей поют хвалу хранителям родов.
Финал.
Баторы девяти родов в образе борцов исполняют танец орла. Празднество, хвала прародителям, ёхор...
Тот человек, кто почитает свой род, обретёт покровительство духов предков...
Мир начинается в каждом из нас...