Дандар Бадлуев: «Национальный оркестр - это показатель уровня культуры народа»
Директором объединенного коллектива стал Дандар Бадлуев, руководивший до этого успешным, гастролирующим по миру коллективом. Тогда решение министерства культуры республики было стратегически верным, но одновременно рискованным мероприятием. И «Байкал» и оркестр серьезно ощутили на своей творческой составляющей лихолетье конца 90-х и начала «нулевых». Известно, что решение Дандару Бадлуеву давалось не просто, как и не просто шел процесс создания нового успешного бренда Бурятии – Государственный национальный театр песни и танца «Байкал». Что сегодня в приоритете у руководителя театра, какими идеями и проектами занят коллектив сегодня и что сулит ближайшее будущее- ответы на эти и другие вопросы в интервью с мэтром.
- Год для вас юбилейный-оркестру театра исполняется 80-лет. Хотя «ваш» он с 2005 года. Что для театра оркестр?
Однозначно сложно ответить. В составе нашего театра оркестр действительно 15 лет. А создавался он в 1939 году, в канун Первой декады бурят-монгольского искусства в Москве.
Уже через год его звучание, а это 84 музыканта, которые были собраны со всей республики и играли на народных инструментах, получило высочайшие оценки столичных экспертов. Оркестр тогда играл и классику, и народную музыку. При этом наш оркестр, был единственным, наряду с союзными республиками, из автономной Бурят-Монгольской республики. Думается, что музыкальных критиков подкупила именно сама мелодика, музыка, исполненная на неизвестных тогда новой большой советской стране, национальных инструментах. Хотя для нас оркестровое звучание было не в новинку - музыкальной истории нашего народа многие сотни лет. Если знать историю, при дворе монгольских ханов начиная с самого Чингиз хана, оркестры насчитывали до двух тысяч музыкантов. Если же вкратце об истории оркестра - он был создан на базе филармонии, а с началом войны филармонию расформировали. Оставшиеся в тылу артисты давали концерты для тружеников тыла, и на их основе появился ансамбль песни и танца «Байкал». Соответственно в составе ансамбля были и оркестранты. Но уже в 1942 году ансамблю был присвоен статус «государственный». Сам оркестр был создан в 1967 году вместе с созданием в республике Гостелерадиокомитета. Первым худруком и дирижёром коллектива стал Чингис Павлов. И если иметь в виду, что с 1955 Чингиз Ефимович был руководителем и дирижёром Государственного ансамбля песни и танца «Байкал», то совершенно закономерно, что позже оркестр Гостелерадио вошел в состав национального театра.
- Какими были первые годы жизни объединенного коллектива, в особенности оркестра?
Сказать, что все было легко и красиво, будет лукавством. Но я с теплом вспоминаю эти годы. Тогда музыкальным руководителем театра «Байкал» был известный композитор Наранбаатар. В первые совместные годы работы мы очень много обсуждали, каким должно быть звучание оркестра, какие инструменты должны быть в приоритете, какое звучание оркестру может дать тот или иной инструмент. Надо помнить, что и в «Бадма Сэсэг»и в «Байкале» были свои оркестровые группы, а оркестр гостелерадио не был в чистом виде оркестром бурятских народных инструментов. И тогда и сейчас главной задачей было достичь оригинального звучания оркестра. Мы и сейчас дискутируем, как создать звучание, которое не спутать ни с одним другим в мире. Разделяю мнение своих коллег Жаргала Жалсанова, художественного руководителя и Баттулги Галмандах, музыкального руководителя, что музыка, которую исполняет Национальный оркестр Республики Бурятия, должна быть мультикультурной, но одновременно должна уметь донести оригинальность и самобытность людей, живущих на берегах Байкала. Определение единственно верного почерка, тональности и интонации, которые, как и все уникальное, требуют филигранного подхода. Поэтому, задача непростая.
- Почему все-таки было решено назвать оркестр Национальный?
Звук живого инструмента, говоря без всякого пафоса, это дух всего народного. А национальный оркестр-это величайшая ответственность. По сути, нужно уловить движения души целого народа, настроения его в дне сегодняшнем и через его «принятие» предчувствовать, как должны звучать наши инструменты в море музыкальной информации. Ведь речь идет о сохранении уникальности и бережной трансляции будущим поколениям. Желательно на века. И при этом понимании зачастую напрашивается вывод, что для Национального оркестра как визитной карточки музыкальной аутентичности этноса необходимы не только образованные музыканты, качественные инструменты и музыкальная инфраструктура. В первую очередь необходимы чутье, которые вернее всего обеспечиваются оголенным нервом и тонкой кожей всех, кто в этом процессе задействован. Но при этом слушателю не должны быть ведомы творческие поиски музыкантов. И потом необходимо признавать очевидное- мы все вместе очень много утеряли и двигаться надо семимильными шагами, чтобы наверстать упущенное. Перед всеми нами ставится архисложная задача, в том числе перед дирижером нашего оркестра Жаргалом Токтоновым, быть тем самым оголенным нервом, чтобы слышать и чувствовать движения души, рук каждого музыканта оркестра.
Особенно сейчас это актуально, поскольку мировые тренды направлены как раз на поиск исконного, традиционного, настоящего. Даже классика потихоньку уступает позиции, хотя классика устойчива. А потом, традиции именно оркестров - королевского, императорского, губернаторского-говорит сама за себя. Уровень культуры общества все же определяется музыкальной образованностью. В случае с оркестром, на мой взгляд, излишне рассуждать, что первично: спрос или предложение. Сила звучания оркестра родных по духу инструментов способна стать катализатором многих процессов, в том числе и обсуждаемой проблемы с языком. То, что отзывается в душе- и язык, и музыка- это ж все заложено генетически…
- Да… уж… философский разговор у нас получается… Чем удивит юбилей оркестра?
Музыкой. И парадом дирижеров. Вряд ли где можно одновременно увидеть и услышать такое количество именитых дирижеров, да еще и, большей частью, из национальных республик. Как раз представится возможность обсудить роль и значение Национального оркестра для национальной республики.