Дандар Бадлуев: «Национальный оркестр - это показатель уровня культуры народа»

В 2005 году произошло объединение  трех коллективов  в театр «Байкал». В его состав вошли оркестр бурятских народных инструментов Гостелерадио, театр танца «Бадма сэсэг» и театр песни и танца «Байкал».

Директором объединенного коллектива стал  Дандар Бадлуев,  руководивший до этого успешным,  гастролирующим  по миру коллективом. Тогда  решение министерства культуры  республики  было  стратегически верным, но одновременно  рискованным мероприятием.  И «Байкал»  и оркестр  серьезно ощутили  на своей творческой составляющей лихолетье  конца 90-х и начала «нулевых». Известно, что решение Дандару Бадлуеву давалось не просто, как  и не просто шел процесс создания нового успешного бренда Бурятии – Государственный национальный театр песни и танца «Байкал». Что сегодня в приоритете  у руководителя театра, какими идеями и проектами занят  коллектив сегодня и что сулит ближайшее будущее- ответы на эти и другие вопросы  в интервью с мэтром.

- Год для вас юбилейный-оркестру театра исполняется 80-лет. Хотя «ваш» он с 2005 года. Что для театра оркестр?

Однозначно сложно ответить. В составе  нашего театра оркестр действительно 15 лет. А создавался он в  1939 году, в  канун Первой декады бурят-монгольского искусства в Москве.

Уже через год  его звучание, а это 84 музыканта, которые были  собраны со всей республики и играли на народных инструментах, получило высочайшие оценки столичных экспертов. Оркестр тогда играл и классику, и народную музыку.  При этом наш оркестр, был единственным, наряду с союзными республиками, из  автономной  Бурят-Монгольской  республики. Думается, что музыкальных критиков подкупила  именно  сама мелодика, музыка, исполненная на неизвестных тогда  новой большой советской стране, национальных инструментах. Хотя  для нас  оркестровое звучание было не в новинку - музыкальной истории нашего народа  многие сотни лет. Если знать историю, при дворе монгольских ханов начиная с самого Чингиз хана, оркестры насчитывали до двух тысяч музыкантов.  Если же вкратце об  истории  оркестра - он был создан на базе филармонии, а с началом войны филармонию  расформировали. Оставшиеся  в тылу артисты  давали концерты для тружеников тыла, и на  их основе появился ансамбль песни и танца «Байкал». Соответственно в составе ансамбля были и оркестранты. Но уже  в 1942 году ансамблю  был присвоен статус «государственный». Сам оркестр был создан в 1967 году  вместе с созданием  в республике Гостелерадиокомитета.  Первым худруком и дирижёром коллектива  стал  Чингис Павлов. И если иметь в виду, что с 1955 Чингиз Ефимович был  руководителем и дирижёром Государственного ансамбля песни и танца «Байкал», то совершенно  закономерно, что позже оркестр Гостелерадио  вошел в состав национального театра.

- Какими были первые годы жизни объединенного коллектива, в особенности оркестра? 

Сказать, что все было легко и красиво, будет лукавством. Но я с теплом вспоминаю эти годы. Тогда музыкальным руководителем  театра «Байкал» был известный композитор Наранбаатар. В первые совместные годы работы мы очень много обсуждали, каким должно быть звучание оркестра, какие инструменты должны быть в приоритете, какое звучание оркестру  может дать тот или иной инструмент. Надо помнить, что и в «Бадма Сэсэг»и в  «Байкале» были свои оркестровые группы, а оркестр гостелерадио не был в чистом виде оркестром бурятских народных инструментов. И тогда и сейчас  главной задачей было достичь оригинального звучания оркестра. Мы и сейчас дискутируем, как создать звучание, которое не спутать ни с одним другим в мире. Разделяю мнение своих коллег  Жаргала Жалсанова, художественного руководителя и Баттулги Галмандах, музыкального руководителя,  что  музыка, которую исполняет Национальный оркестр Республики Бурятия, должна быть мультикультурной, но одновременно должна уметь донести оригинальность и самобытность людей, живущих на берегах Байкала. Определение  единственно верного почерка, тональности и интонации, которые, как и все уникальное, требуют  филигранного подхода. Поэтому, задача непростая. 

- Почему все-таки было решено назвать оркестр Национальный?

Звук живого инструмента, говоря без всякого пафоса, это дух  всего народного. А национальный  оркестр-это величайшая ответственность. По сути, нужно уловить движения души целого народа, настроения его в дне сегодняшнем и через его «принятие»  предчувствовать, как должны звучать наши инструменты в море музыкальной информации. Ведь речь идет о сохранении   уникальности и бережной  трансляции будущим поколениям. Желательно на века. И при этом понимании зачастую напрашивается вывод, что для Национального оркестра как визитной карточки музыкальной  аутентичности   этноса необходимы не только  образованные музыканты, качественные инструменты и музыкальная инфраструктура. В первую очередь необходимы  чутье, которые вернее всего обеспечиваются оголенным нервом и тонкой кожей всех, кто в этом процессе задействован. Но при этом слушателю не должны быть ведомы творческие поиски музыкантов.  И потом  необходимо признавать очевидное- мы все вместе очень много утеряли и двигаться надо семимильными шагами, чтобы наверстать упущенное. Перед всеми нами  ставится архисложная задача, в том числе перед дирижером нашего оркестра Жаргалом  Токтоновым,  быть тем самым оголенным нервом, чтобы слышать и чувствовать движения души, рук каждого музыканта оркестра.  

Особенно сейчас это актуально, поскольку  мировые тренды направлены как раз на поиск  исконного, традиционного, настоящего. Даже классика потихоньку уступает позиции, хотя классика устойчива. А потом, традиции именно оркестров - королевского, императорского, губернаторского-говорит сама за себя. Уровень культуры общества  все же определяется  музыкальной образованностью. В случае с оркестром, на мой взгляд, излишне рассуждать, что первично: спрос или предложение. Сила звучания  оркестра родных по духу инструментов  способна стать катализатором многих процессов, в том числе и обсуждаемой проблемы с языком. То, что отзывается в душе- и язык, и  музыка- это ж все заложено генетически…

- Да… уж… философский разговор у нас получается… Чем удивит юбилей оркестра?

Музыкой. И парадом дирижеров. Вряд ли где можно одновременно увидеть и услышать такое количество именитых дирижеров, да еще и, большей частью, из национальных республик. Как раз представится   возможность обсудить  роль и значение Национального оркестра для национальной республики.

Смотрите также